Выпала неожиданная полоса в моей жизни, когда только личностные волевые усилия помогли преодолеть негативные факторы складывающихся обстоятельств, а осмыслению данного явления, оказывается, снова помогли Книги. На этот раз это Ирвинг Стоун (1903-1989) - один из самых ярких писателей американской литературы ХХ
столетия, создавший жанр "литературной биографии". Его роман "Жажда жизни" рассказывает о жизни великого голландского живописца
Винсента Ван Гога.
Я не очень большая любительница живописи 20 века, предпочитаю век 19, да и к числу поклонниц творчества Ван Гога не отношусь, и я бы не повесила его картину у себя в доме, даже если бы имела такую финансовую возможность ( 30 миллионов долларов за "Подсолнухи"), но я прекрасно осознаю, что этот человек совершил переворот в мире живописи, смог выработать свою самобытную манеру, свою колористику и достичь его уровня в восприятии и передаче цвета больше не удалось никому.
Я не очень большая любительница живописи 20 века, предпочитаю век 19, да и к числу поклонниц творчества Ван Гога не отношусь, и я бы не повесила его картину у себя в доме, даже если бы имела такую финансовую возможность ( 30 миллионов долларов за "Подсолнухи"), но я прекрасно осознаю, что этот человек совершил переворот в мире живописи, смог выработать свою самобытную манеру, свою колористику и достичь его уровня в восприятии и передаче цвета больше не удалось никому.
Но вот в чем мы оказались созвучны с писателем, так это в осмыслении одиночества гениальной личности и в ее умении преодолевать мир сегодняшний, заглядывая в будущее и приближая его всеми доступными для себя средствами.
Где-то прочитала: "Гениальность
- это очень страшно. Это гораздо страшнее, чем болезнь, чем нищета, чем
обыденность. Гениальность - это та степень самовыражения, когда выражаемого
"Я" уже не остается - есть только то, что вышло показать, вырвать из
себя... Гений не бывает счастливым, потому что не может быть счастлив даже тот,
кто все время отрывает от себя кусочки, что уж говорить о том, кто выдирает из
себя куски окровавленной души, бросая их под ноги всем, не зная, окажутся ли
рядом те, кто поднимет и бережно обмоет и будет ценить, или рядом будет находиться обычная свора
голодных псов, которым что душа, что протухшие обрезки с мясного рынка - лишь
бы рвать зубами, грызть, набивать брюхо..."
За
чтение биографии Ван Гога бралась с обычным любопытством, с некоторой долей желания стать образованнее. Ведь традиционно мы знаем несколько картин, помним, что художник себе ухо отрезал (автопортрет вспоминается); дружил то ли с
Сезанном, то ли с Гогеном и на этом все. А оказалось, что Ван Гог всегда был гением. Даже тогда, когда еще не пытался прикоснуться к
карандашу или кисти. Но по складу характера, по силе испытываемых чувств с ним
мало кто мог бы сравниться. Жажда жизни духовной настолько превалировала над
какими-то бытовыми неудобствами, что сравнить ее можно только с религиозным аскетизмом (через которое Винсент тоже, оказывается, прошел), а силу его
духа - с силой духа отшельников.
Это книга нелегкая, но она не станет просто источником набора фактов об известном человеке, которыми можно будет блеснуть в приличном обществе. Надо очень сильно подумать, прежде чем читать ее. Ведь это книга о жажде жизни, творчества, любви, самовыражения. Книга о жажде духовной, а значит - неутолимой.
Это книга нелегкая, но она не станет просто источником набора фактов об известном человеке, которыми можно будет блеснуть в приличном обществе. Надо очень сильно подумать, прежде чем читать ее. Ведь это книга о жажде жизни, творчества, любви, самовыражения. Книга о жажде духовной, а значит - неутолимой.
Прочитать книгу можно на lib.ru >>>
Комментариев нет:
Отправить комментарий