Последние события на Украине невольно заставили вспомнить и перечитать пророческий роман Чингиза Айтматова с двойным названием "Буранный полустанок (или И дольше века длится день)". В свое время эта публикация в журнале "Новый мир", а потом в "Роман-газете" произвела фурор среди читающей публики,
а за писателем окончательно закрепилось звание «властителя
дум». Автор знаменитых произведений, переведенных на десятки мировых
языков повестей-притч «Белый пароход», «Прощай, Гульсары!», «Пегий пес, бегущий краем моря», он создал тогда новое произведение, которое
сегодня, спустя десятилетия, звучит трагически актуально и которое стало
мостом к следующим притчам Ч.Айтматова — романам «Плаха» и «Тавро Кассандры».
Едигей – главный герой романа,
железнодорожный рабочий, проживший практически всю жизнь на разъезде
Боранлы-Буранный, затерявшемся в безбрежных сарозекских степях, и в этом
суровом краю укоренились только двое – Едигей и его друг Казангап. И
вот Казангапу пришло время умирать. Потеряв лучшего друга, Едигей решает
похоронить его на старинном кладбище Ана-Бейит, овеянном множеством
легенд и преданий. Одновременно в художественную ткань романа вплетается
другая сюжетная линия, связанная с установлением контакта с внеземной
цивилизацией, планетой Лесная Грудь, которая ушла далеко вперед в своем
развитии.
Но больше всего вновь потрясла легенда о манкуртах.
В ней рассказывается о том, как предназначенному в рабство пленнику обривали голову и
надевали на неё шири — кусок шкуры с выйной части только что заколотого
верблюда. После этого ему связывали руки и ноги и надевали на шею
колодку, чтобы он не мог коснуться головой земли, и оставляли в пустыне
на несколько дней. На палящем солнце шири съёживалась, сдавливая голову,
волосы врастали в кожу, причиняя невыносимые страдания, усиливаемые
жаждой.
Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
Молодого наймана Жоламана, сына Доненбая, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он её не узнал. Более того, он убил её по приказу своих хозяев.
Через какое-то время жертва либо гибла, либо теряла память о прошедшей жизни и становилась идеальным рабом, лишённым собственной воли и безгранично покорным хозяину. Рабы-манкурты ценились гораздо выше обычных.
Молодого наймана Жоламана, сына Доненбая, попавшего в плен к жуаньжуанам, сделали манкуртом. Его мать Найман-Ана долго искала сына, но, когда она нашла его, он её не узнал. Более того, он убил её по приказу своих хозяев.

Похоже, что именно таких манкуртов вырастили на Украине...
Прочитать роман он-лайн >>>
Кто же в эпоху СССР не слышал о киргизском писателе! Популярном, интересном... Я , к сожалению, о нем до 1986 года только слышала, несмотря на то, что книги этого автора стояли в домашней библиотеке. В 1986 прочитала "Плаху" и ... опять тишина. Вот теперь, читая этот пост, думаю, а не пришло ли время познакомиться с этим автором?
ОтветитьУдалитьСпасибо за подсказку.